+7(499)-938-42-58 Москва
8(800)-333-37-98 Горячая линия

Является ли администрация президента рф государственным органом

Содержание

Администрация президента РФ. Досье

Является ли администрация президента рф государственным органом

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 августа 2016 г. указом главы государства Владимира Путина руководителем администрации президента РФ назначен Антон Вайно. На этом посту он сменил Сергея Иванова, возглавлявшего ведомство с конца 2011 г.

Администрация президента РФ – государственный орган, обеспечивающий деятельность главы государства и осуществляющий контроль за исполнением его решений.

История

19 июля 1991 г. президент РСФСР Борис Ельцин подписал указ об учреждении администрации президента РСФСР – рабочего аппарата, обеспечивающего его деятельность как главы государства, а также работу вице-президента республики. На начальном этапе в структуру нового госоргана входили 13 подразделений, согласно положению от 22 февраля 1993 г., их было уже 29.

С принятием Конституции РФ 12 декабря 1993 г. президент был наделен правом формирования своей администрации (п. “и” ст. 83). Вместе с тем определение ее задач, функций, состава и структуры не были прописаны в Конституции и по-прежнему определялись главой государства.

В последующие годы расширение структуры администрации продолжалось. 28 июля 1995 г. Ельцин своим указом установил, что в администрацию “наряду с подразделениями,…

обеспечивающими деятельность президента РФ, могут входить государственные органы, руководство которыми осуществляется непосредственно президентом”.

Таким образом, в структуру ведомства вошли Служба безопасности президента, Главное управление специальных программ, Комитет по политике информатизации и др. Впоследствии они были упразднены или преобразованы в самостоятельные федеральные органы власти.

С приходом к руководству администрацией в 1996 г. Анатолия Чубайса ее структура и полномочия были расширены. В составе ведомства стало 40 подразделений. Согласно положению от 2 октября 1996 г.

, руководитель администрации получил право вносить в правительство предложения о подготовке проектов федеральных законов, указов и распоряжений президента, а также о принятии постановлений и распоряжений правительства.

Он также мог “направлять в федеральные органы государственной власти обязательные для исполнения представления об устранении нарушений в обеспечении реализации решений” главы государства. В положении впервые говорилось, что администрация “является государственным органом, обеспечивающим деятельность президента”.

11 ноября 1996 г. Госдума направила в Конституционный суд (КС) запрос о признании положения об администрации президента РФ от 2 октября 1996 г. неконституционным.

По мнению законодателей, данный акт наделял администрацию “полномочиями, принадлежащими в соответствии с Конституцией РФ только самому президенту, а в ряде случаев – Федеральному Собранию и правительству”.

Обращение было подписано председателем Госдумы Геннадием Селезневым.

В период рассмотрения запроса в КС, 15 апреля 1997 г., Ельцин издал указ, которым большинство норм положения от 2 октября 1996 г., конституционность которых оспаривалась депутатами, была изменена или исключена.

В частности, сокращены полномочия руководителя администрации президента. 25 апреля Госдума отозвала свой запрос из КС, а Селезнев написал ходатайство в суд о прекращении дела.

Оно было закрыто определением Конституционного суда от 29 мая 1997 г.

В дальнейшем структура администрации, число управлений и заместителей руководителя не раз менялись. Например, согласно указу главы государства от 3 июня 2000 г. заместителей главы администрации было десять, а сейчас их пять.

Ныне действующая структура ведомства в целом была определена “Положением об администрации президента РФ” от 6 апреля 2004 г. В 2013 г.

указами главы государства были введены должности уполномоченных по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, ликвидирован отдельный аппарат советников главы государства.

Также значительно расширились функции секретариата руководителя администрации: в его ведение перешло обеспечение деятельности советников президента, было создано Управление президента по вопросам противодействия коррупции.

Задачи и функции

Среди основных задач администрации: содействие главе государства в определении основных направлений внутренней и внешней политики; подготовка проектов различных законодательных актов и контроль за их реализацией; разработка общенациональных проектов; содействие в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; подготовка материалов для ежегодных посланий президента и др.

Подразделения администрации осуществляют сбор, обработку и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом; ведут учет и анализ обращений граждан в адрес президента, предоставляя ему обобщенные доклады; обеспечивают взаимодействие главы государства с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, профессиональными союзами, организациями предпринимателей. Кроме того, Администрация обеспечивает деятельность Совета безопасности РФ, Государственного совета и других совещательных и консультативных органов при президенте.

Структура

Руководство деятельностью администрации осуществляет глава государства.

Ему непосредственно подчиняются руководитель ведомства, его заместители, помощники и советники президента, пресс-секретарь и руководитель протокола, старшие референты и референты, полномочные представители президента в федеральных округах, Совете Федерации, Госдуме, Конституционном суде, а также секретарь Совета безопасности РФ. Указанные лица, а также уполномоченный по правам ребенка, начальники управлений и других самостоятельных подразделений администрации назначаются и освобождаются от должности напрямую президентом.

С 22 декабря 2011 г. должность руководителя администрации занимал Сергей Иванов, 12 августа 2016 г. его сменил Антон Вайно. У руководителя пять заместителей: два первых – Вячеслав Володин и Алексей Громов, два заместителя – Владимир Островенко (назначен 12 августа 2016 г.) и Магомедсалам Магомедов, а также заместитель – пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Среди основных должностных лиц ведомства также руководитель протокола главы государства, 10 помощников (двое из них возглавляют управления администрации), 9 советников, 9 полпредов президента в федеральных округах, представители в обеих палатах парламента и Конституционном суде. В администрации 21 управление, а также ряд самостоятельных подразделений. В их числе канцелярия президента РФ, секретариат руководителя администрации, аппараты Совета безопасности РФ, полномочных представителей главы государства и др.

Согласно данным Росстата, численность сотрудников администрации по состоянию на конец 2015 г. – 1 тыс. 729 чел., среднемесячная зарплата в 2015 г. – 217 тыс. руб. В федеральном бюджете на 2016 г. на деятельность администрации президента выделено 9 млрд 193 млн руб.

Руководители администрации президента России. Досье

Источник: https://tass.ru/info/3532933

Администрация Президента Российской Федерации — Студопедия

Является ли администрация президента рф государственным органом

Порядок формирования и компетенция Администрации Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента Российской Федерации».

Администрация Президента РФ – это государственный орган, он обеспечивает деятельность Президента РФ и осуществляет контроль за исполнением решений Президента РФ.

Структура Администрации Президента РФ:

1) руководитель Администрации Президента РФ;

2) два заместителя руководителя Администрации Президента РФ;

3) помощники Президента РФ;

4) пресс-секретарь Президента РФ;

5) руководитель протокола Президента РФ;

6) полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;

7) советники Президента РФ;

8) полномочные представители Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ;

9) старшие референты;

10) референты Президента РФ;

11) иные должностные лица.

В структуру Администрации Президента РФ входят самостоятельные подразделения, которые в свою очередь подразделяются на департаменты.

Администрация Президента и ее структурные подразделения подчиняются непосредственно Президенту РФ и руководителю Администрации.

Аппарат Совета Безопасности РФ входит в состав Администрации Президента РФ и имеет статус Главного управления Президента РФ.

В целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация Президента РФ осуществляет следующие функции:

– организацияподготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу ФС РФ в порядке законодательной инициативы.

– Подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой ФС РФ

Подготовка предложений:

О подписании Президентом РФ федеральных законов Либо об их отклонении

подготовка, согласование и представление Президенту РФ:

– проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ

– аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов

– обеспечение обнародованных федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ.

подготовка материалов:

– для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ

– для его программных выступлений

обеспечение деятельности:

Совета Безопасности РФ

Государственного совета РФ

Других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ

осуществление контроля за исполнением:

– федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента РФ, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина)

– указов, других решений Президента РФ

– подготовка проектов обращений Президента РФ в Конституционный Суд РФ

– подготовка предложений Президенту РФ об обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти

обеспечение взаимодействия Президента РФ:

– с политическими партиями

– общественными и религиозными объединениями

– профессиональными союзами

– организациями предпринимателей и торгово- промышленными палатами

– структурами гражданского общества

– государственными органами иностранных государств и их должностными лицами

– российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями

– международными и иностранными организациями

– содействие Президенту РФ в реализации его полномочий по кадровым вопросам

обеспечение реализации Президентом РФ его полномочий:

– по решению вопросов гражданства РФ

– осуществлению актов помилования

сбор, обработка и анализ информации о социально- экономических и политических процессах:

– в стране

– за рубежом

Администрация взаимодействует с СФ, ГД, Правительством, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, иными судами РФ, Ген.прокуратурой и др.гос.органами.

– подготавливает предложения Президенту по реализации гос.политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Акты Президента Российской Федерации, порядок их опубликования и вступления в силу.

Президент РФ (ч.1 ст.90 КРФ) издает указы и распоряжения, котор. по ч.2 ст.90 КРФ обязат-ны для исполнения на всей территории РФ.

Правовая природа этих актов : ч.3 ст. 90 КРФ определяет, что указы и распоряжения президента не должны противоречить КРФ и ФЗ. Это подзаконные акты.

Указы Президента делятся на 2 группы:

1) нормативные – указы Президента(ч.1 ст. 115)

2) ненормативные (Распоряжения) – в отношении отдельных лиц

В соответствии с постановление КС РФ (30.04.96) № 11.П: КС подтвердил право Президента восполнять существующие пробелы в законодательстве, но при определенных условиях:

1) Это должен быть действительно пробел (не мнимый или предполагаемый);

2) Указы Президента и в этом случае не должны противоречить КРФ и действ. ФКЗ, ФЗ, т.е. они не приобретают юридическую силу закона.

3) Указы носят временн. хар-р и действуют до принятия соответств. закона.

Официальное опубликование и вступление в силу актов Президента регулируется указом Президента РФ(23.05.96 г.) “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и н.п.а. федеральных органов исполнительной власти”.

Указы и распоряжения Президента подлежат обязательному официальному опубликованию за исключением актов Президента или отдельных их положений содержащих в себе сведения, составл. госуд. тайну или сведения конфиденциального характера.

Официальным опубликованием актов Президента считается публикование их текста в -РГ

– СЗ РФ

– тексты актов Президента, распространяемые в машинно-читаемом виде научно-техн. Центром прав. информации “система”. Тексты актов Президента РФ публикуются в течение 10 дней со дня их подписания.

Акты Президента вступают в юридическую силу по истечении 7 дней после дня их 1-го официального опубликования. Это правило распростран-ся на акты Пр-та носящие нормативный характер, иные акты (ненормативные акты, а также содержащие в себе сведения, составляющие госуд. тайну или сведения конфиденциального характера), вступают в силу со дня их подписания Президентом РФ.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.

ФС является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Постояннодействующий.

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти);

2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого ания).

Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов органов, их избравших и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

Нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФв случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

Конституционно-правовой статус ФС – оформленное в КРФ и иных к.п.а. правовые положения ФС, характеризующие природу данного органа гос. власти, его место в системе органов гос. власти и политической системе РФ, а также права и обязанности (компетенцию) данного органа гос. власти, процедуры их реализации и акты, принимаемые при данной реализации.

Палаты имет различную исключительную компетенцию, а на законодательном уровне палатам отводится различное место.

Заседают они раздельно и лишь в исключительных случаях собираются совместно (ч.3 ст. 100КРФ : палаты собираются совместно для заслушивания посланий Пр-та, КС и выступлений руководителей иностранных государств).

Палаты самостоятельно определяют свое внутреннее устройство, руководящий орган.

Функции ФС (основные направления деятельности)

1) Предствительная (ст. 94 КРФ):

-представительство интересов всего многонационального народа России. Совет Федерации представляет интересы субъектов РФ.

2) Законодательная (ст. 94 КРФ)

– ФС является федеральным органом госуд власти, имеющее право принимать ФЗ (законы о поправках К, ФкЗ, ФЗ)

1) по вопросам искл. Ведения РФ

2) по вопросам совм. Ведения РФ и ее субъектов

3) по вопросам искл. Ведения суб-тов РФ (пробелы)

3) Контрольная функция

1) Контроль за исполнением ветвью власти в след. Формах:

а) ГД вправе выразить недоверие Правительству РФ (ч. 3,4.4 ст. 117 КРФ)

б) дача согласия Президенту РФ в назначении председателя правительства (111КРФ).

В) контроль осуществляется путем заслушивания отчета правительства об исполнении фед. Бюджета.

2) Контроль за деятельностью Президента РФ

Ряд указов Пр-та требует обязательного утверждения в Совете Федерации (указ Пр-та о введении военного чрезвычайного положения) -ст. 102 КРФ.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Определение результатов выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Методика пропорционального распределения депутатских мандатов.

КРФ и ФЗ «о выборах депутатов ГД ФС РФ». ГД состоит из 450 канд, избир-ся на 5 лет.

Ч.1 ст.97 КРФ: депутатом ГД может быть избран гр-н РФ не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

Порядок избр. Депутатов:

В едином федеральному изб. округу из числа кандидатов, выдвинутых политическ. партиями в составе списка кандидатов на основе пропорцион. изб. системы.

Выборы деп. ГДФС назнач-ся президентом РФ (указом) не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня ания. День ания- 1-е воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок на котор. была избрана ГД предыдущего созыва. Если Пр-нт РФ не назначит выборы, их должна назначить ЦИК на этот же день.

Если ГД распускается Пр-ом, он должен одновременно назначить и ее досрочные выборы. Днем ания является последнее воскресенье перед днем, когда истекает 3 месяца со дня роспуска ГД.

Право выдвигать кандидатов в ГД ФС обладают политические партии, они выдвигают список кандидатов.

Регистрация списка кандидатов осуществляется на основании:

1) собранных в поддержку списка канд. подписей (необходимо собрать 200.000 подписей, причем на один субъект РФ, на гр-н РФ за ее пределами должно приходиться не более 10.000 подписей избирателей.

2)на основании факта внесения избирательного залога на спец. счет избир. ком. Размер изб. залога -15% от предельной суммы всех расходов из избират. фонда политической партии.

Избирательный залог не подлежит возврату в партию, если она набрала менее 7% избирателей, либо не была допущена к выборам.

К распределению депут-х мандатов допускаются списки, котор. получили 7 и более % избирателей, принявших участие.

Это должно быть не менее 2-х списков

В совокупности за них должно проать более 60% избирателей.

Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ».

В Совет Федерации ФС РФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ.

В Совет Федерации входят по одному представителю от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ.

Представителем от законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РФ в нем может быть избранный соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а в случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ двухпалатный, то избранный поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Представителем от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ является лицо, назначенное высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти, т. е.

не могут быть членами Совета Федерации лица, признанные недееспособными, занимающиеся какой-либо иной деятельностью, кроме службы в органе власти, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ст. 1 ФЗ от 5 августа 2000 г.

№ 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»).

Кандидатуры представителя от зак-ого пред. Органа в СФ вправе предлагать:

– Председатель зак-го пред-го органа

– Председатель палат (если зак. орган 2-х палатн)

– Группа депутатов, численностью не менее 1/3 от ОЧД зак-го пред-го органа гос. власти субъекта федерации.

Член СФ, пред-ль отгос.вл. назначается:

– Главой субъекта федерации, или

– Руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации на срок его полномочий.

Решение о назначении Председателя вступает в силу если на 1-ом или внеочередном заседании зак. пред-го органа субъекта Федерации, большинство не менее 2/3 от ОЧД зак. пред. органа не проголосуют против назначения данной кандидатуры Представителем гос. органом исп. власти субъекта Федерации.

Источник: https://studopedia.ru/7_68248_administratsiya-prezidenta-rossiyskoy-federatsii.html

Государственный совет РФ: зачем Путин вносит Госсовет в Конституцию?

Является ли администрация президента рф государственным органом

Госсовет РФ – один из органов, которого коснутся конституционные изменения, предложенные Владимиром Путиным на ежегодном послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Anews хочет рассказать о его истории, работе и о том, почему Путин вносит этот орган в Конституцию.

История Госсовета

Государственный совет существовал еще в Российской империи – он был образован в 1810 году и являлся высшим законосовещательным учреждением (его предшественником с 1801 года являлся Непременный совет).

Членов Совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Впрочем, абсолютное большинство членов было, конечно, из дворян.

Фрагмент картины И. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения»

В 1906 году орган из законосовещательного стал законодательным, превратившись фактически в верхнюю палату парламента. Половина его членов избиралась, половина назначалась царем. В таком виде он просуществовал до падения Российской империи в 1917 году.

Первое торжественное заседание реформированного Государственного совета в зале Дворянского собрания, 27 апреля 1906 года. Фото – Википедия

Отчасти похожий на современный Госсовет орган появился в конце советского периода – на основании закона СССР от 5 сентября 1991 г. «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».

Он состоял из президента СССР и глав 15 союзных республик и был создан для согласованного обсуждения вопросов внутренней и внешней политики, затрагивающих общие интересы государства.

Госсовет СССР стал одной из последних отчаянных попыток Михаила Горбачева как-то организовать распадающийся Союз и просуществовал всего несколько месяцев.

Президент СССР Михаил Горбачев (во главе стола) и главы союзных республик на заседании Госсовета СССР 25 ноября 1991 года. Фото – РИА Новости

В то же время орган с подобным функционалом существовал и в РСФСР – он назывался Государственный совет при президенте РСФСР. Он был скорее аналогом нынешнего Совета безопасности – совещательным органом, состоявшим из ряда высших госчиновников. Как и общесоюзный госсовет, он просуществовал несколько месяцев и был упразднен.

Идея органа, состоявшего именно из глав российских регионов, витала в воздухе с самого начала существования независимой РФ.

В 1995-1997 годах проекты закона о Госсовете разрабатывались несколькими политиками – например, руководителем администрации президента Анатолием Чубайсом.

Но все они были не слишком востребованы, так как непосредственно из глав регионов собиралась верхняя палата парламента – Совет Федерации.

Заседание глав регионов в Совете Федерации. Кадр

Идея стала вновь популярна после того, как в 2000-м году процесс формирования Совета Федерации был изменен, и глав регионов сменили их постоянные представители.

При обсуждении законопроекта данного изменения члены Совета Федерации обратились к президенту Владимиру Путину с просьбой о создании Государственного совета — органа, который мог бы взять на себя часть работы, связанной с проблемами регионов России.

26 июля 2000 года был принят Закон о порядке формирования Совета Федерации, и уже на следующий день президент подписал распоряжение, в котором одобрил предложение о создании Государственного совета России.

Как работает Госсовет

На сегодняшний день Госсовет состоит из председателя, которым является президент, председателей обеих палат Федерального Собрания – парламента РФ, глав регионов, руководителей фракций Государственной Думы, а также полномочных представителей президента в федеральных округах. На официальном сайте президента Совет называется «совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти».

Деятельность Госсовета распределена по 16 рабочим группам: «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодежная политика», «Образование и наука», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика», «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм, физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы», «Экономика и финансы» и «Энергетика». Руководителем каждой из групп является один из глав регионов.

Заседания Госсовета проходят, как правило, не реже трех раз в год, по решению президента также могут проводиться внеочередные заседания.

Заседание Государственного совета. Фото – kremlin.ru

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета в составе 8 членов (по одному главе региона от каждого федерального округа). Персональный состав президиума, который подлежит ротации один раз в полгода, определяется президентом. В последние годы утвердилась практика совместных заседаний президиума Государственного совета и Совета безопасности.

Госсовет и изменения в Конституции

В чем же заключаются реформы, предложенные Путиным? Прежде всего, они предполагают изменение 83 статьи Конституции РФ, посвященной полномочиям президента. В статью планируется добавить пункт «ж1», конкретно закрепляющий среди этих полномочий формирование Госсовета – ранее орган вообще не был упомянут в федеральном законодательстве.

Согласно поправкам, Госсовет создается «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Ранее, во время ежегодного послания Федеральному Собранию, Путин говорил, что Государственный совет «показал свою высокую эффективность», и что необходимо «кардинально повысить роль губернаторов в выработке и принятии решений на федеральном уровне».

Владимир Путин предлагает конституционные реформы на ежегодном послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Кадр видео kremlin.ru

Детально правовой статус Госсовета планируется раскрыть в новом федеральном законе, но уже сейчас понятно, что серьезной проблемой может стать некое смешение нового органа с Советом Федерации, как раз-таки и представляющего регионы России.

«У нас есть верхняя палата Федерального собрания — всегда было так, так есть и сегодня — она является палатой регионов. И здесь нам тоже нужно очень аккуратно действовать: нельзя создать вторую палату регионов», — отмечал Путин на встрече с членами рабочей группы по подготовке поправок.

Зачем все это Путину? Эксперты о новом Госсовете

Высказываясь о том, во что выльется добавление нового госоргана в Конституцию, эксперты видят в нем один из двух вариантов продолжения политической карьеры Путина.

Политолог Константин Калачев замечает, что, согласно новым поправкам, президент формирует и руководит Совбезом, но не обязан возглавлять Госсовет – таким образом, управлять Госсоветом сможет и бывший президент, который заблаговременно сформирует состав новой структуры.

Многие видят в происходящем определенное повторение казахстанского сценария, где правивший на протяжении 27 лет Нурсултан Назарбаев ушел с поста президента, но сохранил за собой посты главы Совета безопасности Казахстана и председателя правящей партии «Нур Отан».

«Чем менее жестко регламентированы полномочия Госсовета, тем лучше. Впоследствии при помощи федерального закона ему можно будет придать какие угодно полномочия, — считает профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов.

— Тот совет, который создавался при президенте в составе губернаторов, — сейчас его можно будет заполнить какими угодно людьми, помимо губернаторов, и доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом безопасности».

Нурсултан Назарбаев. Фото – Википедия

Другим вариантом продолжения карьеры Путина видится место спикера в Госдуме и главы партии «Единая Россия». Одни эксперты полагают, что это позволит поднять авторитет правящей партии и дать Путину возможность неграниченно долго влиять на политическую жизнь страны – ведь, согласно поправкам, роль парламента также увеличивается.

Другие не считают это реальной возможностью. Алексей Макаркин, замдиректора Центра политических технологий, говорит: «Президент вряд ли готовит для себя место председателя Госдумы. Я не могу представить, чтобы Путин приходил на заседания парламента и давал слово Владимиру Жириновскому, а потом заслушивал выступления депутатов».

С другой стороны, эксперты считают, должность главы такого неясного органа как Госсовет может в дальнейшем привести к напряженности, так как новый президент навряд ли захочет терпеть рядом с собой настолько существенный фактор влияния.

Источник: https://www.anews.com/p/123076526-gosudarstvennyj-sovet-rf-zachem-putin-vnosit-gossovet-v-konstituciyu/

Органы государственной власти в России

Является ли администрация президента рф государственным органом

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово – премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Источник: http://egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html

Администрация Президента: поправки ради поправок..

Является ли администрация президента рф государственным органом

Событие: 30 июня 2014 года группа депутатов из фракции КПРФ внесла в Государственную Думу проект закона о поправке к Конституции РФ (557038-6). Предлагается дополнить Конституцию РФ статьей 93.1, посвященной Администрации Президента России.

Комментирует эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, к.ю.н., Александр Гаганов

Как известно, в настоящее время Администрация Президента упоминается в Конституции РФ лишь раз, в статье 83, перечисляющей полномочия Президента РФ, в том числе полномочие по формированию Администрации. Учитывая серьезный политический вес данного государственного органа, этого, действительно, явно недостаточно.

С одной стороны, Администрация Президента имеет конституционный статус, но с другой, этот статус никак не раскрывается самой Конституцией.

С 1993 года Президент своим указом утверждает положение об Администрации. Действующим является Положение, утвержденное Указом от 6 апреля 2004 года № 490.

В соответствии с ним Администрация «является государственным органом, сформированным в соответствии с пунктом “и” статьи 83 Конституции Российской Федерации, который обеспечивает деятельность Президента Российской Федерации и осуществляет контроль за исполнением решений Президента Российской Федерации».

Положение закрепляет состав и структуру Администрации, ее цели, функции и полномочия, а также полномочия руководителя Администрации, советников и помощников Президента РФ.

Что предлагают коммунисты? Сформулированная ими новая статья Конституции РФ звучит так: «Администрация Президента Российской Федерации обеспечивает реализацию полномочий и осуществление деятельности Президента Российской Федерации. Положение об Администрации Президента Российской Федерации, изменения, вносимые в Положение, утверждаются Президентом Российской Федерации после получения положительных заключений от Совета Федерации и от Государственной Думы».

Что принципиально нового в этой формулировке? Три момента. Первый: предлагаемая конституционная формулировка не содержит собственно определения Администрации Президента как некоего органа (государственного органа).

Второй: по сравнению с действующим определением Администрации из функций Администрации исключается контроль за исполнением решений Президента РФ.

Третий: Положение об Администрации утверждается Президентом только при наличии положительных заключений от Совета Федерации и от Государственной Думы.

1. Должна ли Администрация Президента быть государственным органом?

Что не понравилось коммунистам в существующем статусе Администрации Президента РФ? В пояснительной записке к проекту сказано, что «роль Администрации Президента Российской Федерации выходит далеко за рамки вспомогательных функций аппарата главы государства.

Поскольку Администрация Президента Российской Федерации рассматривается как самостоятельный государственный орган с широкими полномочиями, представляется целесообразным указать статус этого органа в Конституции Российской Федерации».

Депутат фракции КПРФ Борис Кашин также ссылается на то, что Администрация – вспомогательный орган, аппарат, созданный для обеспечения деятельности Президента РФ (см. напр. http://kommersant.ru/doc/2502850). По его мнению, контрольные полномочия Администрации выходят за пределы вспомогательных функций аппарата.

В прессе также отмечается, что претензии к Администрации как к «надправительственному органу» заявляются коммунистами с 1997 года. Для ограничения полномочий Администрации и устранения существующего дисбаланса в разделении властей коммунисты, по-видимому, считают достаточной приведенную выше конституционную формулировку.

Необходимо учитывать, что дисбаланс в разделении властей возник далеко не из-за того, что в Конституции не определен статус Администрации Президента.

Существующие полномочия Президента РФ, конституционные процедуры (роспуска Государственной Думы, назначения премьер-министра, импичмента Президента и другие), а главное, политическая практика создают огромный перекос в пользу власти Президента РФ. Поэтому такими косметическими полумерами наподобие предлагаемой статьи об Администрации Президента невозможно хоть как-то уменьшить этот перекос. И депутаты фракции КПРФ должны это понимать.

Сам по себе статус государственного органа не представляет собой большой беды в юридическом смысле.

В теории права продолжается дискуссия на тему соотношения понятий «органа государственной власти» и «государственного органа» и на тему понятия государственного органа вообще.

Естественно, придание статуса государственного органа повышает вес Администрации, и насколько это необходимо, стоит исследовать отдельно.

Поскольку Администрация Президента подчинена непосредственно Президенту, она будет выполнять его поручения, даваемые в рамках его полномочий. Что же касается контроля за выполнением решений Президента, очевидно, речь идет о техническом отслеживании реализации поручений Президента, никак не о контроле над самим Президентом и его решениями.

Трудно себе представить, что Администрация Президента могла бы выйти из подчинения Президента, используя свои «выходящие за пределы вспомогательных функций» полномочия.

Таким образом, полномочия Администрации Президента напрямую связаны с полномочиями самого Президента, и ограничивать права Администрации нет особого смысла без создания системы сдержек и противовесов для полномочий Президента.

Федеральная система с институтом администрации главы государства копируется на уровне субъектов Федерации.

Так, в Московской области до 2012 года существовал аппарат Правительства Московской области, являвшийся органом Правительства и обеспечивавший деятельность как Правительства, так и Губернатора Московской области.

Однако в конце 2012 года вместо него была создана Администрация Губернатора Московской области, являющаяся государственным органом Московской области и обеспечивающая деятельность Губернатора и Правительства.

Здесь явно произошло усиление губернаторской власти, однако в данном случае все укладывается в единую государственно-правовую логику: по Уставу Московской области Губернатор возглавляет исполнительную власть. Де-факто Президент России также возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, однако об этом нигде прямо не сказано.

2. Что дает согласование Положения об Администрации Президента с законодателем?

Депутаты фракции КПРФ предлагают Президенту утверждать Положение об Администрации Президента после получения положительных заключений от Совета Федерации и от Государственной Думы.

К самой формулировке есть вопросы: что такое положительное заключение, в форме какого акта и по какой процедуре дается такое заключение, почему палаты парламента дают отдельные заключения, как преодолеваются разногласия палат, что будет, если Президент утвердит положение без заключений парламента? Теоретически, некоторые из этих вопросов могли бы быть решены в регламентах палат. Но практически, закладывать в Конституцию такую противоречивую и сырую формулировку – непрофессионально.

Является ли предложение коммунистов вмешательством в компетенцию Президента? Если рассматривать Администрацию Президента в качестве аппарата, то, действительно, нелогично было бы утверждение положения о таком органе по согласованию с другой ветвью власти.

Например, ни Президент, ни даже Совет Федерации не дают заключения на положение об Аппарате Государственной Думы (который, кстати, является самостоятельным юридическим лицом). Если же фракция КПРФ продолжает рассматривать Администрацию как «надправительственный» орган, то тут и никакие заключения на положение не помогут.

В существующей политической ситуации, даже если такие заключения требовались бы, Президенту не составило бы труда получить их от палат парламента.

Проект поправки к Конституции игнорирует необходимость учета предлагаемых новых полномочий Совета Федерации и Государственной Думы в других статьях Конституции РФ.

Пакет документов к законопроекту также не упоминает необходимости корректировки регламентов палат в случае принятия поправки. Все это говорит о невысоком юридико-техническом качестве проекта закона.

В таком виде проект закона вряд ли будет принят.

Инициатива коммунистов даже в случае ее принятия не достигнет цели конституционного ограничения власти Президента и не позволит «укрепить конституционное положение о демократическом характере российского государства», как это декларировано в пояснительной записке к проекту.

Справедливо было бы предложить принять федеральный закон об Администрации Президента, а не латать в очередной раз Конституцию. Такой проект уже вносился в 2006 году в Государственную Думу депутатом Борисом Виноградовым, но был отклонен.

Уже много лет обсуждается необходимость принятия законов о Федеральном Собрании, о Президенте РФ – и их разработкой действительно следовало бы заняться.

Давно приняты законы о Правительстве РФ, о судах, но для Президента и парламента правовое регулирование остановилось только на Конституции РФ.

Печально видеть, что фракция КПРФ, считающая себя оппозиционной, боится предложить действенные меры по выравниванию существующего баланса в системе разделения властей.

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов», «Террористическое сообщество «Сеть»

Источник: http://rusrand.ru/actuals/administratsija-prezidenta-popravki-radi-popravok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.